Культура

Оркестр La Primavera и лютневый ансамбль из Москвы воссоздали барочные песни XVI века в Казани

Музыка эпохи раннего возрождения впервые была исполнена с оркестром на сцене ГБКЗ им.С.Сайдашева.
06.12 23:18

(Казань, 6 декабря, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня на сцене Большого концертного зала им.С.Сайдашева вместе с камерным струнным оркестром La Primavera выступил ансамбль старинной музыки из Москвы Canto Vivo.

Вокалист Андрей Чернышев и игрок на лютне Марина Белова специально приехали в Казань для того чтобы провести необычайный по сложности и удивительно вольнодумный эксперимент: впервые исполнить музыку эпохи раннего возрождения, старинные песни Джона Доуленда, Томаса Морли XVI и XVII веков вместе с оркестром. Старая европейская музыка, возраст которой зачастую переваливал за 400 лет, покорила казанский зал.

Совместное выступление La Primavera и ансамбля Canto Vivo

«Сегодня мы предлагаем поистине уникальную музыкальную программу. Во-первых, музыка, которая сегодня будет царить – музыка эпохи возрождения и раннего барокко – итак крайне редко исполняется. Во всяком случае, я не помню, чтобы в Казани звучало нечто подобное. Во-вторых, и это главное, в том виде, в котором вы ее слышите, она вообще никогда и нигде не звучала. Дело в том, что в те далекие времена еще не знали о том, что такое оркестр. Доминировала вокальная музыка, певцам аккомпанировали один-два музыкальных инструмента. Идея обогатить музыку давно прошедших эпох участием оркестра пришла нашим гостям – Canto Vivo», – отметил художественный руководитель и главный дирижер La Primavera Рустем Абязов.

Первое отделение концерта целиком было посвящено английской музыке и прошло под знаком царившей в те времена моды на меланхолию. Открывали программу три пьесы из консортных уроков Томаса Морли. Консортами в конце 16-го века англичане называли небольшие ансамбли, состоящие из однородных музыкальных инструментов – флейт или виол. Позже, когда стали появляться консорты, состоящие из различных инструментов, они стали называться «ломанными». Именно для ломанных консортов составил свой сборник Морли. Прозвучали в зале и английские песни Джона Доуленда, Филиппа Россетера, консортная музыка Уильма Лоуса.

«Программа, которую мы подготовили с La Primavera, новая не просто для Казани, она новая и для нас, это совершеннейший эксперимент. Я не слышал, чтобы музыканты отваживались на такое: смешивать направление историческое с академической музыкой. Здесь благодаря странному стечению обстоятельств и инициативе оркестра эта программа состоялась. Специально для сегодняшнего концерта Юлией Финкельштейн были сделаны аранжировки для струнного оркестра, – рассказал Андрей Чернышев. – Несмотря на то, что было всего две репетиции, оркестр сумел войти в этот совершенно новый для него мир со своими условностями. Мы постарались современными средствами выразить те уникальные особенности ритма, мелодики, которые были заложены в композициях изначально».

Совместное выступление La Primavera и ансамбля Canto Vivo

Перед выходом на сцену артисты заметно волновались. Как признался Чернышев, в сегодняшней программе была одна песня, за которую музыканты особенно переживали: «Позволь мне жить во тьме» Джона Доуленда. Сочинение написано на высочайшем полифоническом уровне и требует крепкой связки между инструментом и вокалистом. Обычно песня исполнялась под аккомпанемент лютни, но в этот вечер все было в первый раз. Волнения оказались напрасными: в конце первого отделения слушатели показали свою благосклонность теплыми аплодисментами.

Вторая часть концерта познакомила гостей вечера с Италией начала XVII века. Песни о любви – страстной, верной, дерзкой, нечаянной, ревнивой – перемежались с инструментальными сочинениями, в которых солисты оркестра продемонстрировали все свое мастерство. Прозвучали сочинения Стефано Ланди, Джованни Феличе Санчеса, Тарквинио Мерулы и Бьяджо Марини.
 

Новости по теме

Картина дня

Жюри международной премии Ага Хана пришло в восторг от названия и идеи «Том Сойер Феста»

Озорное и подчас критикуемое название волонтерского движения по сохранению исторической среды оказалось универсально-ассоциативным для иностранцев.

«У меня ВИЧ»: как живут и строят семьи жители Татарстана с диагнозом, о котором никому не расскажешь

В Татарстане на диспансерном учете состоят более 13 тысяч человек с ВИЧ-положительным статусом.

По нацпроекту «Образование» для детей с ОВЗ в Татарстане обновили 17 школ

В этом году в республике были созданы центры цифровых и гуманитарных профилей в 97 школах и запущен многопрофильный лицей.

Поддержку предпринимателей Татарстана повысили почти до 2 млрд рублей

Всего в 2019 году на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Татарстаном было получено в 30 раз больше средств, чем в прошлом.

Исполком Казани: Город на 99% готов к началу отопительного сезона

В Комитете ЖКХ исполкома Казани будут работать горячие линии по приему жалоб и заявок населения на отсутствие отопления.