Культура

Миксом увертюр Моцарта и горлового пения в Казани открыли V «Абязов-фестиваль»

На главной академической сцене столицы вместе с оркестром La Primavera выступили колоритные этнические ансамбли.
11.12 21:23

(Казань, 11 декабря, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня в казанском ГБКЗ им.С.Сайдашева открылся V музыкальный «Абязов-фестиваль». Уже не первый год заслуженный деятель искусств России и Татарстана, создатель проекта Рустем Абязов экспериментирует с видами и жанрами искусств, порой сочетая несочетаемое. В этом году фестиваль посвящен миксу классической и национальной музыки: вместе с La Primavera на главной академической сцене столицы выступили колоритные этнические ансамбли.



Открыло музыкальный вечер привычное для всех исполнение увертюры к опере «Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и «Песни индийского гостя» из оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова оркестром La Primavera, после которого маэстро Абязов представил публике долгожданных заграничных гостей – ансамбль Indialucia. Этнические музыканты представляют собой любопытную смесь испанского фламенко и индийской народной музыки: одновременно на сцене рояль, гитара и ситар, испанские ударные инструменты и табла.



«Руководитель Indialucia Михал Чаховский серьезно занимался изучением испанского фламенко и докопался до того, что фламенко корнями уходит в индийскую народную музыку. Его это настолько заинтересовало, что он уехал в Индию учиться, там он познакомился с индийскими музыкантами и создал ансамбль. Сейчас ансамбль существует в Польше, а играют там индийцы и итальянец», – рассказал маэстро Абязов.

Исполняя собственные авторские произведения совместно с оркестром (пьесы Kyabathe и Aroma De Cilanto Михала Чаховского), гости поразили слушателей целостным динамичным и живым звучанием. С первых минут концерта публика, как и сами музыканты, пребывала в легком шоке. В зале чувствовалось, что и для самих артистов подобные сплавы были в новинку. Оркестранты и инструменталисты ансамбля то и дело переглядывались, прислушиваясь к коллегам.

Однако результат, судя по бурным овациям, превзошел все ожидания: эксперимент маэстро удался. Музыканты удивительно органично дополняли друг друга: La Primavera сделал оригинальное звучание ситара и табла объемнее и насыщеннее, в то время как Indialucia преобразовала знакомые мотивы классиков в свежее, а местами довольно неожиданное произведение.



Вторым открытием первого фестивального дня стало выступление казанского ансамбля «Трикветра». Трио использует в своей музыке древние архаичные инструменты со всего мира: австралийский диджериду, африканский джамбе, варган и тар. А лидер коллектива Артур Губайдуллин владеет горловым пением. По словам участников ансамбля, они пытаются предотвратить утерю древней музыкальной культуры, сделав ее интересной и понятной зрителю.

Неоднозначной стала местами грубая спайка отрывков музыки Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Баха и Йозефа Гайдна с авторским сочинением ансамбля «Шаман». Перемежаясь, композиции европейских классиков прерывались ариями горлового пения Губайдуллина и звучанием диджериду.

«Вместе с оркестром мы исполняем здесь две композиции: «Волна» и «Шаман». В целом мы не потратили на их подготовку много времени, на совместные репетиции ушел месяц. «Шаман» – более аутентичная композиция, ее действительно было сложно свести воедино с классическими инструментами. Как мне кажется, получилось здорово, хотя окончательное мнение можно будет составить, только прослушав запись после концерта, мы пока не слышим себя со стороны. Но эксперимент по сосуществованию двух жанров в одно время сам по себе очень интересен», – отметил участник ансамбля Алексей Клементьев.

За кулисами концертного зала принимал поздравления коллег молодой композитор и аранжировщик Ильяс Камалов, который по приглашению Рустема Абязова в этом году стал официальным резидентом фестиваля, полностью прописав концертную программу проекта. Выпускнику Казанской консерватории маэстро дал полный карт-бланш: в течение нескольких месяцев Ильяс Камалов сводил репертуар этнических ансамблей с академичной программой La Primavera.

«Еще весной на одном из концертов я встретился с Рустемом Абязовым, тогда он мне рассказал о своей идее и предложил присоединиться к фестивалю. Тогда я подумал: почему бы и нет? У нас уже были подобные проекты с La Primavera: мы делали совсместный концерт оркестра с аргентинской певицей, был опыт и с Митей Бурмистровым, там и вовсе был синтез электроники. Создавая программу, я связывался с группами по Facebook. Основная сложность была в том, чтобы найти удобное для нас всех время связи: когда я свободен, они на гастролях. Некоторые моменты пришлось согласовывать уже на репетициях за день до фестиваля. Я думаю, что в целом у нас все получилось, есть какие-то технические моменты, но это мы исправим», – подчеркнул Камалов.

Следующий концерт фестиваля пройдет 18 декабря и будет отдан сольным инструменталистам. На сцене ГБКЗ выступят московский гусляр Гудимир и Санкт-Петербургский исполнитель на дудуке Арсен Григорян. Подробнее с программой юбилейного «Абязов-фестиваля» можно ознакомиться в интервью Рустема Абязова ИА «Татар-информ».

Новости по теме

Картина дня

Минниханову на Совбезе РТ доложат о борьбе с распространением экстремизма и наркотиков в Интернете

В Татарстане усилят мониторинг социальных сетей в части регистрации деструктивных сообществ и недопущения роста их подписчиков.

Главная пасхальная служба Татарстана по традиции пройдет в Раифском монастыре

Праздничное богослужение возглавит митрополит Феофан.

Алексей Песошин: На чемпионат WorldSkills-2019 Татарстан получит из бюджета РФ около 4,6 млрд рублей

Средства на проведение чемпионата мира по рабочим профессиям предусмотрены в рамках финансирования национальных проектов.

Метшин: «У нас команда одна — команда Президента Татарстана»

Мэр Казани заявил о беспрецедентной среди регионов России поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова.

В Казани пройдет форум «Эффективные системы менеджмента: качество и цифровая трансформация»

В рамках мероприятия проводятся различные мастер-классы и семинары ведущих российских и зарубежных специалистов.