Общество, Культура

Сегодня на Востоке начинается Праздник весны

Исторические события дня и памятные даты.
07.02 09:23 (Казань, 7 февраля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Новый год – самый длинный и самый важный праздник в китайском (лунном) календаре. Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским», поскольку его празднование распространилось по Азии именно из Поднебесной. Более того, в большинстве стран региона «китайский» Новый год является государственным праздником и радостным событием для представителей всех национальностей и конфессий.

Китайский Новый год – Чунь цзе, что значит Праздник Весны, является для китайцев самым важным праздником, его отмечают уже более двух тысяч лет. Он приходится на первое новолуние первого месяца года, между 12 января и 19 февраля. С введением григорианского календаря этот праздник стали называть «праздником весны», чтобы отделить его от Нового года по западному стилю. В обиходе Чунь цзе называется «Нянь» (нянь - значит «год»).

По преданию, Нянь – это страшное лютое чудовище с рогами на голове, жившее в древнем Китае. Круглый год оно находилось в пучине моря и только в канун нового года вылезало из воды, врывалось в селения, пожирало там скотину и губило людей. Поэтому местные крестьяне очень боялись его и ежегодно перед наступлением нового года целыми семьями покидали села и убегали в глубину гор, чтобы спрятаться от хищного зверя Няня.

Однажды, в канун нового года, когда сельчане деревни Тао хуа в ужасе покидали деревню, туда пришел нищий старик с серебряными усами. В одной руке он держал трость, а в другой – мешок.

В это время одни закрывали окна или запирали дом, другие собирали вещи в дорогу, а третьи уводили быков или овец. Одним словом, в это время в деревне все были заняты, поэтому никто не обратил особого внимания на старика. Только одна старушка, проживавшая в восточной части села, дала ему немного еды и стала уговаривать его поскорее уходить отсюда, чтобы избежать встречи со зверем Нянем. Однако этот старик, поглаживая усы, усмехнулся: «Если вы разрешите мне остановиться в вашем доме на одну ночь, то я выгоню Няня из деревни».

Старушка с удивлением посмотрела на старика и заметила, что этот седой старик с моложавым лицом выглядит крепким и бодрым, но она все же стала уговаривать его подняться на гору, чтобы укрыться от хищного Няня. Однако нищий старик настаивал на своем, и старушке пришлось уйти одной.

К полуночи Нянь ворвался в деревню. На этот раз он обнаружил, что в деревне что-то не так, как было раньше. С ужасом увидел Нянь, что в доме старушки горит огонь, а двери выкрашены в красный цвет. А когда он добрался до входа в дом, во дворе раздался треск бамбуковых хлопушек. Он не посмел войти во двор.

Оказывается, Нянь боится красного цвета, яркого пламени и громкого шума. В это время ворота открылись, вышел из них тот старик-нищий, одетый в красный халат, и громко захохотал. Увидев эту картину, Нянь сильно испугался и в панике убежал.

На второй день, то есть в первый день нового года, сельчане возвратились в деревню. Увидев, что в их домах все цело, они очень удивились. В это время старушка поняла, в чем дело, и рассказала сельчанам об обещании старика-нищего. Услышав рассказ старушки, все жители деревни обрадовались, нарядились в новые одежды, поздравляя друг друга с наступлением спокойствия, счастья и благополучия. Эта история быстро распространилась в соседние деревни, и все скоро узнали, как изгонять зверя Няня.

С тех пор ежегодно в канун Нового года люди наклеивают на дверях красные парные надписи, запускают хлопушки, в домах горят огни, люди не ложатся спать и бодрствуют всю ночь, что по-китайски называется «шоу суй» – «оберегать год».

Ночь под Новый год китайцы называют «ночью встречи после разлуки». Для них это самый важный момент года. Вся семья собирается за праздничным столом. Трапеза отличается обилием и разнообразием блюд. Например, новогодний ужин никогда не обходится без блюд из куриного мяса, рыбы и «доуфу» – соевого творога, потому что в китайском языке названия этих продуктов созвучны со словами, означающими «счастье» и «достаток».

На севере Китая на новый год принято кушать пельмени (цзяоцзы), а на юге – «няньгао» (ломтики, приготовленные из клейкого риса). Северяне отдают предпочтение пельменям, потому что на китайском языке слово «цзяоцзы» означает «проводы старого и встреча нового». Кроме того, пельмени напоминают своей формой традиционные слитки из золота и серебра и символизируют пожелание богатства. По той же причине южане кушают «няньгао», символизирующие улучшение жизни с каждым годом.

Первые пять дней нового года предназначены для встреч. Родственники, друзья, одноклассники, сослуживцы навещают и поздравляют друг друга с Новым годом.

Традиция дарения подарков не очень распространена в Китае. На Чунь цзе традиционным подарком являются «Я-суй цянь» – карманные деньги в специальных красных конвертах, которые принято дарить детям. Соблюдая давние обычаи, деньги дарят любому ребенку, пришедшему в дом в первые 15 дней Нового года.

В Праздник весны несколько дней подряд проводятся шумные народные гулянья и ярмарки, где исполняют танцы льва и драконов, водят хороводы «сухопутных лодок», показывают акробатические номера на ходулях. Новогодние празднества заканчиваются после Праздника фонарей, на 15-й день первого месяца по Лунному календарю.

***

В этот день в 1942 году скончался Иван Билибин (1876–1942) – русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка (близ Петербурга) в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 году стал учиться в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил он в это время преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» стал активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он делает иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и пишет их в стиле, названном позже «билибинским».

В 1902-1904 гг. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 гг. он создает серию картин «Сказки», изданную Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 – сказки. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено Билибиным «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник».
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создает революционные карикатуры. После Октябрьской революции 1917 года Билибин уезжает из России. С 1920 года он живет в Каире, затем в Александрии, а в 1925 году обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

С годами он примиряется с советской властью. В 1935–1936 гг. Билибин участвует в оформлении советского посольства в Париже, создает монументальное панно «Микула Селянинович».

После этого, в 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподает во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.


Новости по теме

Картина дня

При воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери строители обнаружили старинную мощеную площадь

Археологам предстоит принять решение, оставлять ли для демонстрации паломникам и туристам фрагмент в 100 кв. метров.

В Казани к WorldSkills 2019 отремонтируют дороги и внутриквартальные проезды на 2,6 млрд рублей

В нормативное состояние в ходе подготовки к WorldSkills будет приведен 131 объект.

Конкурс на лучшего инженера Татарстана пройдет по 12 компетенциям

Итоги I республиканского конкурса «Инженер года» будут подведены в октябре 2019-го.

В 2020 году Казань примет конгресс спортивных вузов, в 2022-м – чемпионат мира по плаванию

О планах на столицу Татарстана после рабочей встречи с Президентом РТ Рустамом Миннихановым рассказал министр спорта РФ Павел Колобков.

На строительство участка Большого Казанского кольца Татарстану из бюджета РФ выделено 350 млн рублей

Соглашение на финансирование по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» подписано между Росавтодором и Татарстаном.